Главная » 2016 » Август » 22 » США предупреждают, что армяно-азербайджанский конфликт повредит энергопотокам
04:29
США предупреждают, что армяно-азербайджанский конфликт повредит энергопотокам
Война станет катастрофой для будущего Азербайджана. Об этом азербайджанской службе радиостанции «Свобода» заявил помощник госсекретаря США Дэниел Фрид. Отвечая на вопрос о том, уменьшилась ли надежда на урегулирование нагорно-карабахского конфликта и не потеряли ли президенты Армении и Азербайджана такую возможность с учетом скорого начала предвыборного периода в обеих странах, Д.Фрид отметил: «Я не хочу критиковать, но считаю, что все мы разочарованы.
 
Последняя встреча президентов не принесла результатов, которых мы ожидали. Имели место быть хорошие переговоры, я бы даже сказал, хороший диалог, был зафиксирован определенный прогресс».
 
Д.Фрид выразил надежду на то, что «на каком-либо этапе президенты найдут общий путь для того, чтобы идти вперед». «В конце концов это исходит из интересов всех сторон. Будущее Азербайджана туманно, пока не решен этот вопрос», — отметил американский дипломат.
 
Он выразил уверенность в том, что нагорно-карабахский конфликт может быть урегулирован только мирным путем. «Война разрушит будущее Азербайджана. Мирное урегулирование — вот путь, по которому надо идти. Мы прошли такой путь и, надеюсь, достигнем решения проблемы», — резюмировал Д.Фрид.
Тем временем официальный Ереван устами министра иностранных дел Вардана Осканяна утверждает, что Армения желает установления добрососедских отношений со всеми странами региона, в том числе Азербайджаном и Турцией. «Основным направлением внешней политики Армении являются установление добрососедских отношений со всеми странами региона, а также обеспечение и углубление активной роли Армении в регионе и мире», — заявил В.Осканян в интервью армяноязычной иранской газете Huys, сообщает Panarmenian.net.
 
«В повестке следующие приоритеты: обеспечение достойного места для Армении в условиях новых геополитических изменений, исходя из необходимости обеспечения безопасности и экономического развития страны, участие Армении в программах глобального значения, в частности, в борьбе с международным терроризмом, активное вовлечение Армении в важнейшие международные организации», — отметил В.Осканян. Глава внешнеполитического ведомства также подчеркнул необходимость участия Армении в структурах на евроатлантическом и постсоветском пространствах, интеграции в европейские процессы, развития отношений с Россией, США и ЕС, которые вовлечены в региональные процессы. «В региональном плане Армения должна развивать добрососедские отношения с Грузией и Ираном, наладить отношения с Турцией, урегулировать конфликт в Нагорном Карабахе и нормализовать отношения с Азербайджаном. Мы должны укрепить региональную стабильность и сотрудничество на взаимовыгодных условиях и обеспечить участие Армении в развертываемых в регионе международных программах», — сказал В.Осканян.
 
«Несмотря на то, что в ходе очередной встречи между президентами Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге не было достигнуто прогресса, мы будем продолжать наше положительное участие в этом чувствительном и важном процессе — урегулировании нагорно-карабахского конфликта», — заявил министр. «Армянская сторона не пожалеет усилий для урегулирования конфликта и содействия для установления продолжительного мира в регионе», — заключил глава МИД РА.
 
Позиция США по армяно-азербайджанскому конфликту вокруг Нагорного Карабаха, заключающаяся в недопустимости возобновления боевых действий, более чем понятна. Во-первых, слишком уж большое место отводится Южному Кавказу в целом, и Азербайджану, в частности, в реализации геополитических интересов США. Вашингтон пытается направить все нефтегазовые потоки из Средней Азии в Европу через Южный Кавказ, и в любом случае через Азербайджан.
 
Далее возможны различные вариации. В случае урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха новые трубопроводы могут пойти из Средней Азии по маршруту Азербайджан-Армения-Турция и на этот раз обойти Грузию. Но в любом случае иного пути, кроме Южного Кавказа, отвечающего интересам США, на данный момент нет.
 
В принципе Азербайджан, как говорится, на уровне выполняет эту поставленную перед ним задачу. Достаточно напомнить, что по ходу завершившегося на днях визита президента Ильхама Алиева в Астану были подписаны соглашения по созданию необходимой инфраструктуры по транспортировке казахстанской нефти в Европу через территорию Азербайджана. Стороны даже не исключили возможности строительства нового трубопровода для реализации данной задачи. Естественно, США полностью поддерживают подобные планы.
 
Однако при этом Вашингтон очень жестко отреагировал на соглашение между Тегераном и Анкарой по транспортировке иранского и, возможно, среднеазиатского газа в Европу через территорию Турции. Анкаре даже начали угрожать санкциями. Но одновременно США закрывают глаза на активное сотрудничество между Ираном и Арменией в энергетической сфере.
Во-вторых, будучи мусульманской страной, Азербайджану, скорее всего, отводится одна из ключевых ролей в иранском направлении американской политики. Тем более что около 30 миллионов азербайджанцев являются и считают себя коренными жителями Ирана. Вот здесь позиции сторон, мягко говоря, не совсем совпадают. А если быть точным, Азербайджан не торопится определиться с позицией и пытается сыграть на две руки. При этом всем ясно, что в стратегическом и перспективном плане интересы Азербайджана и Ирана диаметрально противоположны.
 
Ради справедливости надо заметить, что четкое определение позиции по данному вопросу сулит немалые неприятности Азербайджану с точки зрения угроз обеспечению безопасности страны. Однако надо отметить и то, что определяющую роль в лояльном отношении Азербайджана к Ирану, по мнению большинства экспертов, играют легальные и теневые бизнес-интересы представителей правящих элит двух стран, особенно в энергетической сфере. Эти интересы настолько серьезны, что официальный Баку даже «не замечает» заявления Вашингтона, готового дать серьезные гарантии в сфере обеспечения безопасности Азербайджана.
 
В-третьих, Азербайджан пытается «не расслышать» и приглашения зайти под натовский зонтик. Баку собирается подписать еще одно соглашение с НАТО на два года по индивидуальному сотрудничеству, тогда как союзники нашей страны по ГУАМ — Грузия и Украина — уже почти получили приглашение в Североатлантический блок. И здесь, скорее всего, субъективные факторы оказывают определяющее влияние на позицию Азербайджана. Официальный Баку готов учитывать многие интересы Запада, и, скорее всего, нам рано или поздно, как предполагают российские политологи, придется определиться даже по иранской проблеме. Однако членство в НАТО предполагает соответствие минимальным западным стандартам не только в военной, но и в таких сферах, как либерализация экономики, демократия и соблюдение прав человека. А нам, кажется, соответствовать этим стандартам ох как не хочется. Это мешает жить…
 
И все же ради справедливости приходится отметить, что США не до конца искренни во взаимоотношениях как с Азербайджаном, так и Турцией. Вашингтон никак не может, а скорее всего, не хочет разработать четкую позицию по армяно-азербайджанскому конфликту. Как-то не по-союзнически. С одной стороны, Вашингтон хотя бы на уровне ежегодных отчетов госдепа США признает, что территории Азербайджана оккупированы Арменией. Однако Вашингтон ни разу не потребовал от агрессора освободить эти оккупированные территории. И при этом американцы ни разу четко не заявили, что конфликт вокруг Нагорного Карабаха, как в аналогичных случаях в Грузии, должен быть урегулирован исключительно с учетом территориальной целостности Азербайджана.
 
Но хуже всего то, что Вашингтон фактически не раз угрожал Азербайджану санкциями в случае возобновления боевых действий. А как же быть с правом государства на защиту от агрессии, на которое больше всех в последнее время ссылается именно Вашингтон? Или же это право принадлежит «избранным»?
 
При этом именно США являются главными финансовыми донорами Армении — агрессора, который оккупировал территорию их союзника, то есть Азербайджана. Вообще, на языке самих американцев, это называется «поощрение агрессора».
 
То же самое мы наблюдаем и в случае с Турцией. С одной стороны, Вашингтон признает право Турции на самооборону и защиту от террора ПКК. Однако в то же время призывает Турцию решить проблему ПКК не военными, а больше дипломатическими средствами. Хотя, будучи членом НАТО, Турция имеет полное право рассчитывать на всемерную поддержку не только США, но и всего Североатлантического блока в борьбе с террором ПКК. Но когда дело касается Турции, США почему-то забывают о своих обязательствах в рамках НАТО…
 
Об этом пишет "Зеркало".
Просмотров: 247 | Добавил: juggsecround1984 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0